Запорожец «Горбатый»

горбатый запорожецУкраинская автомобильная промышленность – это то, без чего не обойтись ни одной стране мира. Смеяться ведь тоже над чем-то нужно. Но это сейчас так, а в моменты выхода на рынок первый Запорожец («Горбатый») был довольно модным авто на территории Советского Союза. 1960-й год – вот когда впервые открыл свои маленькие смешные глазки потешный «Горбатый» Запорожец. Кстати, во время своего первого выпуска он вовсе не выглядел смешно и воспринимался примерно также, как сегодня воспринимаются VW Golf первых выпусков. Именно тогда завод «Коммунар» начал отсчет лет существования украинской автопромышленности. Очень интересно формировалась цена первого Запорожца. Она была эквивалентна тысяче бутылок водки. Пол литра «огненной воды» стоили тогда один рубль и восемьдесят копеек, а первый «Горбатый» Запорожец имел цену ровно 1800 рублей, что как раз и равняется тысяче бутылок. Правда, тенденция роста цены очень быстро завуалировала это сходство. Вот бы сейчас автомобили стоили как пятьсот литров водки!)

Нельзя не сказать, что в шестидесятых годах «Горбатый» стал распространяться не только на территории СССР, но и в Европе, где получил название JALTA. Правда, долго он на европейском рынке не удержался. А вот в Союзе… Специалисты порою твердили, что этот «монстр» может и с УАЗом на бездорожье посоревноваться! Двигатель, объемом в 0.8 литров и с 23 лошадиными силами приютился в первом Запорожце за задней осью. Внешне он практически ничем не отличался от обычного мотоциклетного двигателя, да и по параметрам не очень далеко ушел. Фактически до 1969 года такие вот Запорожцы и служили Отечеству, хотя и потерпела модель некоторые модификации. В 1967 году украинскими инженерами был разработан принципиально новый «Запорожец», остатки серии которого до сих пор бороздят просторы Украины: ЗАЗ-966. Этот автомобиль принял именно ту форму, которую мы сегодня подразумеваем под словом Запорожец. Здесь уже стоял двигатель объемом 1.2 литра, способный развивать до 50 лошадиных сил. Таким автомобиль просуществовал до 1980 года практически без изменений. Тогда появилась последняя модификация – ЗАЗ-968М. Единственным важным изменением стало более серьезное отношению к кузову автомобиля, новая разработка двигателя, который способен был ездить, кажется, на всем, что горит. Чтоб привести этот двигатель в нерабочее состояние, нужно был очень постараться. Кстати, ни одну из представленных выше моделей Запорожца практически невозможно было угнать. Проблема заключалась в том, что прежде, чем завести авто, нужно было включить «массу», тумблер которой находился в разных местах практически в каждом автомобиле. Это и действительно лучше любой сигнализации уберегало владельцев Запорожцев от угона!

Запорожец горбатый

1988 год стал переломным для Запорожского Автомобильного Завода. Конструкторы закончили разработку проекта принципиально нового Запорожца – «Таврии». «ЗАЗ-1102» прослужил верой-правдой сотням тысяч автолюбителей на Украине. Десятки тысяч этих автомобилей и сегодня ездят по дорогам всех стран постсоветского пространства. Ну и последней модификацией Запорожца стал «ЗАЗ-1103» Славута, которая недавно покинула конвееры Запорожского Автомобильного Завода из-за отсутствия спроса. При объеме двигателя 1.3, весе менее тонны, 70 л/с, кучи недостатков кузова и вовсе небольшому размеру салона автомобиль стоил более шести тысяч условных единиц!

Вот так и закончилась история легендарного Запорожца. Мы не ставим в этой истории троеточие. К сожалению, на украинском автостроении стоит поставить жирную точку. Будем надеяться, что это к лучшему!

3 Responses

  1. Кирилл
  2. Руслан
  3. Нарбутта

Add Comment

Rambler's Top100