Дорогие автомобили? Будет еще дороже!

tamozhnj_200Ну что ж, можно смело поздравить тех, кто успел приобрести минувшим летом автомобили по весьма привлекательным ценам, которые упали после вступления Украины в ВТО. А заодно посочувствовать тем, кто отложил приобретение новой машины на более поздний срок: взять автокредит нынче практически невозможно, из-за падения курса отечественной валюты цены на автомобили в гривне выросли, а тут еще и новая напасть — правительство готовится рассмотреть вопрос о повышении ввозных таможенных пошлин на новые иномарки с нынешних 10% до 25% (эта ставка действовала до вступления Украины в ВТО).

С таким предложением к президенту Виктору Ющенко в начале ноября обратилась ассоциация Укравтопром, объединяющая корпорации УкрАвто и Богдан. Просьба автопроизводителей ясна как белый день: повышение таможенных пошлин до 25% поможет защитить украинские заводы от краха в условиях разгорающегося экономического кризиса. Кроме этого, производители попросили президента рассмотреть возможность стимулирования кредитования населения при покупке отечественных автомобилей и даже подумать о создании государственной лизинговой компании (парк которой наверняка будет состоять исключительно из машин украинского производства).

О скорейшей необходимости повышения пошлин и введения ограничения импорта говорилось и на Международной конференции по развитию автомобильной индустрии Украины AutoPROm.UA-2008, которая прошла 18 ноября в Киеве. Участвовавшие в ней министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий и председатель наблюдательного совета НБУ Петр Порошенко дули в ту же дуду: повысить таможенные пошлины до 25% и создать максимально благоприятные условия для украинского автопрома. Дескать, снижение объема импорта иномарок (именно к этому приведет повышение пошлин) уменьшит отток из страны валютных средств, за которые автомобили закупаются импортерами, и поспособствует уменьшению отрицательного сальдо украинской экономики, которое за девять месяцев 2008 года, по данным Государственной таможенной службы, составило более 12 миллиардов долларов. Благо, принципы ВТО позволяют увеличивать пошлины и квотировать импорт в том случае, если состояние платежного баланса государства будет признано критическим.

Но не все столь очевидно. Ведь в общей структуре импортируемых в нашу страну товаров легковые и грузовые автомобили, а также запчасти к ним, составляют всего 14% (данные той же Гостаможслужбы) и не могут формировать более половины негативного торгового сальдо Украины, как утверждают некоторые правительственные чиновники, высказывающиеся за повышение импортных пошлин. А нормы ВТО WT/BOP/W/21 от 12.09.2002 говорят о том, что критическое состояние платежного баланса Украины наступит в том случае, если валютный запас страны (сейчас он, с учетом полученного от МВФ кредита, составляет около $46 млрд) уменьшится до величины общей стоимости трехмесячного импорта товаров и услуг — о чем говорить пока преждевременно.

Более того, таможенную пошлину предлагается повысить только для готовых автомобилей (код 8703 по классификатору товаров ВЭД) и оставить ее неизменной на машинокоплекты (и кузова) для крупноузловой сборки автомобилей (коды 8707 и 8708). Главными участниками торговых операций по группам 8707 и 8708 (эти товары тоже покупаются за валюту), являются украинские автосборочные предприятия. Хотя до сих пор среди легковых автомобилей лишь Славута (и пикап на базе Таврии) да Lanos T150 можно считать действительно украинскими автомобилями. А все остальные машины являются продуктом крупноузловой сборки (CKD и SKD) со степенью локализации 5–40%. Понятно, что при однобоком увеличении ввозных пошлин (только для готовых автомобилей) значительного сокращения объемов импорта не будет — произойдет лишь его перераспределение в сторону машинокомплектов, что сыграет на руку отечественным производителям.

Поэтому Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) призвала президента и премьер-министра при принятии решения о повышении пошлин руководствоваться системным анализом влияния импорта автомобилей на формирование торгового баланса страны. У ассоциации два весомых контраргумента. Во-первых, нужно придерживаться принципов ВТО. Во-вторых, при прямом импорте госбюджет пополняется быстрее и «прозрачнее» — сразу же после перечисления таможенных платежей (после пересечения автомобилями границы). А в случае сборочных производств основная часть налогов достается государству в виде НДС и налога на прибыль — уже после приобретения автомобилей конкретными покупателями.

Минувшим летом автопроизводители уже пытались продлить действие 25-процентных пошлин до конца года, мотивируя это необходимостью адаптационного периода перед вступлением в ВТО. Но президент наложил вето на принятый парламентом соответствующий законопроект, напомнив законодателям, что Украина должна четко выполнять международные обязательства. Сейчас ситуация иная: в условиях экономического кризиса приоритетной задачей для правительства и парламента становится защита экономики страны — даже в том случае, если часть «отечественного» производства является полускрытой формой импорта.

Поэтому 17 ноября Виктор Ющенко подписал указ № 1046/2008 «О дополнительных мерах по преодолению финансового кризиса в Украине». В нем он поручил Кабинету Министров в недельный срок внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о пересмотре таможенных пошлин и введении временного квотирования импорта товаров нескольких отраслей, среди которых — и автомобилестроение. Буквально на следующий день в парламенте появился законопроект №3379 «О внесении изменений в закон «О таможенном тарифе», предложенный Главой комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергеем Терехиным. В соответствии с этим документом, предлагается ввести «временную целевую надбавку к действующим импортным тарифам в консервативном размере 12%» сроком на шесть месяцев с возможной пролонгацией на такой же срок. По словам Терехина, ответ секретариата ВТО в Женеве, куда документ был направлен для согласования, наверняка будет положительным, поскольку нормы ВТО соблюдены.

Можно не сомневаться, что направленый на защиту украинского производителя законопроект (№3379 или другой, ему подобный) будет вскоре ратифицирован парламентом. А это значит, что импортные автомобили станут дороже. Вслед за ними, по закону рынка, наверняка подорожают и автомобили отечественного («отверточного») производства. И очевидно, что повышение таможенных пошлин вызовет очередной расцвет «серого» импорта с использованием полулегальных схем ввоза автомобилей и ухода от уплаты налогов.

Выиграет ли от этого госбюджет, можно только гадать. А вот покупатели — то бишь, мы с вами — наверняка проиграют. Готовьте ваши денежки.

Доля автомобилей и других моторных транспортных средств в общей структуре импорта за период 01.01.2008—01.10.2008 по данным Государственной таможенной службы Украины
Код подгруппы товара Наименование подгруппы товара Сумма импорта, млрд. $ Доля в общем импорте, %
8703 Автомобили легковые и другие моторные транспортные средства, предназначенные, главным образом, для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили 4,486 6,8
8708 Части и механизмы моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705 1,319 2,0
8707 Кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705 1,270 1,9
8704 Моторные транспортные средства для перевозки грузов 0,883 1,3
8701 Тракторы (за исключением тракторов товарной позиции 8709) 0,759 1,2
Другие 0,560 0,7
Всего 9,277 13,9

Газета АВТОРЕВЮ

Add Comment

Rambler's Top100